Каждый ребенок воспринимает мир по-своему. У некоторых детей сенсорные системы работают иначе — они могут быть
слишком чувствительными (гиперчувствительность) или, наоборот,
малочувствительными (гипочувствительность).
Понаблюдайте за своим ребенком: какие из этих примеров вам знакомы?
🔹 Осязание (тактильная система)✔️ Чувствует дискомфорт или боль от неожиданных прикосновений
✔️ Носит только определенную одежду или отказывается от нее
✔️ Раздражается от швов, бирок, этикеток на одежде
✔️ Ест только пищу определенной текстуры (например, только пюре или только хрустящее)
✔️ Не любит гигиенические процедуры: умывание, чистку зубов, стрижку ногтей
✔️ Постоянно что-то трогает, держит предметы в руках
✔️ Плохо чувствует прикосновения, может не замечать, что поранился
✔️ Проявляет самостимуляцию (кусает руки, бьется головой)
👁️ Зрение (зрительная система)✔️ Трудно следить за движущимися объектами
✔️ Чувствителен к яркому свету, узорам, цветам (отвлекается, щурится)
✔️ Легко отвлекается на экраны, мониторы
✔️ Крутит, трясет предметы перед глазами
✔️ Не замечает вещи, даже если они прямо перед ним
✔️ Видит мельчайшие детали, которые другие не замечают
✔️ Любит блестящие предметы, огоньки, отражения
👂 Слух (слуховая система)✔️ Не может отфильтровать фоновый шум (например, в классе)
✔️ Закрывает уши от определенных звуков (фен, пылесос, громкие голоса)
✔️ Раздражается от бытовых звуков (жевание, шуршание, шаги)
✔️ Может не слышать некоторые звуки или, наоборот, слишком остро на них реагировать
✔️ Избегает шумных мест (ТЦ, праздники) или, наоборот, стремится к ним
✔️ Говорит слишком громко или шепотом
✔️ Повторяет одни и те же звуки/слова
👃 Запах и вкус (обонятельная и вкусовая системы)✔️ Ест только пресную пищу или, наоборот, острую/соленую
✔️ Избегает туалета/ванной из-за запахов
✔️ Не любит запахи в садике (краски, пластилин, еда)
✔️ Отказывается от зубной пасты
✔️ Узнает людей по запаху
✔️ Тянет в рот несъедобное (мел, землю, бумагу)
⚖️ Равновесие (вестибулярная система)✔️ Избегает движения или, наоборот, постоянно в движении
✔️ Теряет баланс при одевании, в ванной
✔️ Не любит лазать, прыгать, бегать
✔️ Боится, когда ноги не на земле (качели, карусели)
✔️ Не может долго сидеть спокойно, требует двигательных перерывов
✔️ Любит кружиться, качаться, раскачиваться
🦵 Осознание тела (проприоцептивная система)✔️ Избегает активных игр (прыжки, бег)
✔️ Не любит крепкие объятия, глубокий массаж
✔️ Неловко двигается, плохо управляет мелкими предметами
✔️ Натыкается на людей/предметы, слишком сильно на них опирается
✔️ Часто ломает, роняет вещи
✔️ Любит бороться, играть в "жмурки", активные игры
🔹 Внутренние ощущения (интероцептивная система)✔️ Не чувствует голод/жажду, пока не станет очень плохо
✔️ Не замечает позывы в туалет до последнего момента
✔️ Трудно управлять эмоциями (резкие всплески или апатия)
✔️ Постоянно ходит в туалет или, наоборот, терпит слишком долго
✔️ Очень остро реагирует на легкий дискомфорт (например, "колет бок")
✔️ Ест несъедобное (песок, мел, бумагу)
Почему это важно?Если вы заметили у ребенка несколько таких особенностей, это может говорить о
разных способах обработки сенсорной информации. Понимание этих отличий поможет:
- Подобрать комфортную одежду, еду, окружающую среду
- Избегать перегрузок (например, шумных мест или резких прикосновений)
- Находить способы успокоения (качели, тяжелые одеяла, жевательные игрушки)
Если у вас есть вопросы или нужны рекомендации, можно обратиться к
неврологу или эрготерапевту, который специализируется на сенсорной интеграции.